Коррозия клемм аккумулятора чаще всего случается в холодное и влажное время года. Это явление типично для многих свинцово-кислотных батарей, особенно когда они используются в системах с глубоким циклом работы. При этом вокруг клемм обычно видно скопление хлопьевидного или крошащегося материала белого, светло-голубого, зеленоватого, серого или коричневого цвета. Цвет зависит от конкретного химического состава элементов батареи.
Можно назвать несколько распространенных причин коррозии клемм:
- утечка или просачивание электролита;
- выделение агрессивных газов при длительных зарядах, перезарядах;
- слабый контакт (недостаточная затяжка);
- частый перегрев аккумулятора;
- надлом электродов;
- отсутствие регулярной чистки, техобслуживания.
Таким образом, коррозия клемм обычно свидетельствует о проблемах с аккумулятором, ошибках в его эксплуатации или обслуживании. Это может произойти по самым разным причинам. Например, при обслуживании «мокрой» свинцово-кислотной батареи владелец перелить воду, в результате чего кислый электролит вытечет наружу.
Частым виновником коррозии становится и перезарядка, особенно если проблемы проявляются только на положительном полюсе. Длительные разряды и перезаряды вызывают выделение коррозийных газов, поэтому свинцово-кислотные АКБ лучше не использовать в системах с глубоким циклом.
Что касается литий-ионных батарей, то они гораздо меньше подвержены коррозии, поскольку полностью герметичны и не выделяют газов. Электролит внутри них не требует долива воды, поэтому никогда не прольется, если корпус не поврежден.
Какие проблемы вызывает коррозия клемм
- Препятствие передаче энергии от аккумулятора к использующему его оборудованию. Неэффективная передача энергии становится причиной снижения выходной мощности.
- Увеличение сопротивления в соединениях. При передаче большого тока через корродированные контакты возникает сильный нагрев, в результате которого могут повредиться кабеля и другие компоненты аккумулятора.
- Повреждение электроники. Коррозийные вещества могут проникнуть в оборудование и повредить чувствительную электронику. Поэтому особенно важно предотвращать коррозию в дорогой или особо ответственной электронике. При использовании свинцово-кислотных АКБ позаботьтесь о хорошей вентиляции и убедитесь, что они находятся подальше от электронных компонентов.
Как починить проржавевшую аккумуляторную клемму
В магазинах можно найти различные средства для удаления ржавчины, однако в большинстве случаев поможет простой водный раствор пищевой соды. Сначала отсоедините и снимите батарею. Затем посыпьте проржавевшие клеммы пищевой содой, налейте в соду немного воды и дайте химии поработать. Такая очистка не устраняет повреждений, поэтому в запущенных случаях клеммы придется заменить. Для дальнейшей защиты от окисления, обработайте их смазкой на масляной или восковой основе, либо техническим вазелином.
Стойкость к коррозии у литий-ионных батарей
Литий-ионные батареи отличаются герметичной конструкцией, что исключает риск утечек электролита или газов, которые могут попасть на клеммы. Кроме того, они не требуют обслуживания, кроме периодической зарядки и редкой очистки от загрязнений. В качественных литиевых аккумуляторах проблемы с коррозией клемм крайне редки. Однако может возникнуть внутри ячеек, в результате взаимодействия электролита с электродами, но это уже другая история.