LFP, NMC и NCA – это три типа тяговых литий-ионных батарей, которые массово используются в электротранспорте. В электрической складской технике (погрузчиках, штабелерах, тележках) устанавливают преимущественно LFP аккумуляторы, поскольку они недорогие и безопасные. Однако, если хочется больше производительности, то можно поставить NMC. Дорогие аккумуляторы NCA редко применяют в электропогрузчиках, в основном, если требуется исключительная мощность и производительность. Давайте детально рассмотрим различия между этими литий-ионными батареями.
Аккумуляторы LFP
Особенности литий-железо-фосфатных тяговых батарей:
- Невысокая плотность энергии в сравнении с NCA, NMC. Хорошим показателем считается 160 Вт·ч/кг.
- В аккумуляторных элементах LFP отсутствуют дорогие материалы (кобальт, никель), что делает их более доступными. Это выгодная замена устаревшим свинцово-кислотным батареям.
- Литий-железо-фосфатные аккумуляторы отличаются высокой термостойкостью, стабильной внутренней структурой.
- Долговечность – свыше 2000 циклов.
При тепловом разгоне они нагреваются до 283–448°С при пике термостойкости в 700-800°C. В результате они могут дымиться. Даже когда катод разлагается при температуре выше 700°С, то реакция проистекает без выделения большого количества кислорода. Вероятность пожара и взрыва крайне низкая, поскольку давление внутри ячеек практически не растет. Высокая безопасность делает LFP разумным выбором для промышленного применения, кроме того снижаются требования к плате BMS (системе управления батареей).
Аккумуляторы NMC
Особенности никель-кобальт-марганцевых тяговых батарей:
- Невысокое содержание кобальта снижает стоимость производства.
- Плотности энергии находится посередине между LFP и NCA. Она может достигать 200 Вт·ч/кг.
- Температуры теплового разгона также средние, что неплохо для безопасности. Вероятность возгорания или взрыва ниже, чем у NCA аккумуляторов.
- Термическая стабильность плохая: из-за высокого содержания никеля при перегреве возникают побочные реакции, и структура электролита распадается.
В целом, аккумуляторные элементы NMC считаются выгодным решением для сборки недорогих, но мощных тяговых батарей с приемлемой безопасностью.
Аккумуляторы NCA
Особенности никель-кобальт-алюминиевых тяговых батарей:
- Отличная плотность энергии – 260 Вт·ч/кг (в лучших образцах – 350 Вт·ч/кг).
- Термическая стабильность низкая. Чем больше в катодном материале никеля, тем она хуже. Чрезмерная зарядка может вызвать тепловой разгон уже при 65-80°С, что приводит к разогреву элементов до 739–1075°С. Вероятность возгорания высокая, поэтому нужно предпринимать меры безопасности: устанавливать системы терморегуляции или охлаждения, высококачественную плату BMS.
- Содержащийся в катоде алюминий при перегреве вызывает побочную реакцию с выделением большого количества газа, что приводит к деформации, вздутию аккумуляторных элементов. Рекомендуется использовать аккумуляторы NCA с цилиндрическими ячейками, которые более устойчивы к внутреннему давлению.
Сравнительная таблица литий-ионных батарей LFP, NCA, NMC
Сравниваемые параметры | Ед.
изм. |
Типы аккумуляторных элементов | ||
NMC | NCA | LFP | ||
Материалы катода | – | оксиды никеля, марганца, кобальта, лития | оксиды никеля, кобальта, алюминия, лития | фосфат железа лития |
Плотность энергии удельная | Вт·ч/кг | 150–200 | 200–260 | 90–160 |
Напряжение элемента макс./рабочее/мин. | В | 4,3/3,7/2,6 | 4,2/3,6/3,0 | 3,65/3,3 /2,0 |
Число циклов | – | 1000 | 500 | 2000 |
Начало теплового разгона при перезаряде | °С | 80 | 65 | 140 |
Разогрев при тепловом разгоне | °С | 500–700 | 739–1075 | 283–448 |
Безопасность | – | Хорошо | Удовлетворительно | Отлично |