Детальное сравнение литиевых аккумуляторов LFP, NCA, NMС 

LFP, NCA, NCM аккумуляторы вилочного погрузчика

LFP, NMC и NCA – это три типа тяговых литий-ионных батарей, которые массово используются в электротранспорте. В электрической складской технике (погрузчиках, штабелерах, тележках) устанавливают преимущественно LFP аккумуляторы, поскольку они недорогие и безопасные. Однако, если хочется больше производительности, то можно поставить NMC. Дорогие аккумуляторы NCA редко применяют в электропогрузчиках, в основном, если требуется исключительная мощность и производительность. Давайте детально рассмотрим различия между этими литий-ионными батареями.

LFP, NCA, NCM аккумуляторы

Аккумуляторы LFP

Особенности литий-железо-фосфатных тяговых батарей:

  • Невысокая плотность энергии в сравнении с NCA, NMC. Хорошим показателем считается 160 Вт·ч/кг.
  • В аккумуляторных элементах LFP отсутствуют дорогие материалы (кобальт, никель), что делает их более доступными. Это выгодная замена устаревшим свинцово-кислотным батареям.
  • Литий-железо-фосфатные аккумуляторы отличаются высокой термостойкостью, стабильной внутренней структурой.
  • Долговечность – свыше 2000 циклов.

При тепловом разгоне они нагреваются до 283–448°С при пике термостойкости в 700-800°C. В результате они могут дымиться. Даже когда катод разлагается при температуре выше 700°С, то реакция проистекает без выделения большого количества кислорода. Вероятность пожара и взрыва крайне низкая, поскольку давление внутри ячеек практически не растет. Высокая безопасность делает LFP разумным выбором для промышленного применения, кроме того снижаются требования к плате BMS (системе управления батареей).

Аккумуляторы NMC

Особенности никель-кобальт-марганцевых тяговых батарей:

  • Невысокое содержание кобальта снижает стоимость производства.
  • Плотности энергии находится посередине между LFP и NCA. Она может достигать 200 Вт·ч/кг.
  • Температуры теплового разгона также средние, что неплохо для безопасности. Вероятность возгорания или взрыва ниже, чем у NCA аккумуляторов.
  • Термическая стабильность плохая: из-за высокого содержания никеля при перегреве возникают побочные реакции, и структура электролита распадается.

В целом, аккумуляторные элементы NMC считаются выгодным решением для сборки недорогих, но мощных тяговых батарей с приемлемой безопасностью.

Аккумуляторы NCA

Особенности никель-кобальт-алюминиевых тяговых батарей:

  • Отличная плотность энергии – 260 Вт·ч/кг (в лучших образцах – 350 Вт·ч/кг).
  • Термическая стабильность низкая. Чем больше в катодном материале никеля, тем она хуже. Чрезмерная зарядка может вызвать тепловой разгон уже при 65-80°С, что приводит к разогреву элементов до 739–1075°С. Вероятность возгорания высокая, поэтому нужно предпринимать меры безопасности: устанавливать системы терморегуляции или охлаждения, высококачественную плату BMS.
  • Содержащийся в катоде алюминий при перегреве вызывает побочную реакцию с выделением большого количества газа, что приводит к деформации, вздутию аккумуляторных элементов. Рекомендуется использовать аккумуляторы NCA с цилиндрическими ячейками, которые более устойчивы к внутреннему давлению.

Сравнительная таблица литий-ионных батарей LFP, NCA, NMC

Сравниваемые параметры Ед.

изм.

Типы аккумуляторных элементов
NMC NCA LFP
Материалы катода оксиды никеля, марганца, кобальта, лития оксиды никеля, кобальта, алюминия, лития фосфат железа лития
Плотность энергии удельная Вт·ч/кг 150–200 200–260 90–160
Напряжение элемента макс./рабочее/мин. В 4,3/3,7/2,6 4,2/3,6/3,0 3,65/3,3 /2,0
Число циклов 1000 500 2000
Начало теплового разгона при перезаряде °С 80 65 140
Разогрев при тепловом разгоне °С 500–700 739–1075 283–448
Безопасность Хорошо Удовлетворительно Отлично