Мир требует все больше литий-ионных аккумуляторов для электротранспорта, портативной электроники, хранения возобновляемой энергии. Высокий спрос приводит к нехватке и удорожанию лития. Один из путей ресурсосбережения – экономика замкнутого цикла, работающая по принципу «восстановить, использоватьповторно, а затем переработать». Например, предприятие может повторно использовать литиевые батареи от вилочных погрузчиков в стационарных системах хранения энергии или источниках бесперебойного питания.
Вторая жизнь литиевой батареи вилочного электропогрузчика
Согласно некоторым прогнозам, к 2025 году около 75% отработанных аккумуляторов от электрического транспорта будут использоваться повторно еще несколько лет для менее требовательного оборудования и лишь затем отправляться на переработку. Когда тяговый аккумулятор электропогрузчика теряет 15-20% от начальной емкости, он становится непригодным для питания ходового двигателя. Вместе с емкостью падает напряжение, снижается способность быстро отдавать большой ток. В итоге вилочный погрузчик не может отрабатывать полную смену, утрачивает былую производительность.По сравнению со складскими электропогрузчиками, стационарные системы хранения энергии менее требовательны к емкости и напряжению аккумуляторов. Процесс повторного использования тяговых литиевых батарей может выглядеть так:
- Разбор на отдельные элементы, сохранившие 80-85% от первоначальной емкости.
- Проверка рабочего состояния, отсев поврежденных и неисправных ячеек.
- Сортировка аккумуляторных элементов по типоразмеру, химсоставу, реальной емкости, напряжению, сроку службы.
- Сборка новых аккумуляторных батарей, перепрофилированных для стационарного использования в системах хранения электроэнергии или источниках бесперебойного питания.
Использование перепрофилированных литиевых батарей возможно в разных сферах: для систем аварийного освещения, электроснабжения бытовок, в коммунальных сетях, хранилищах телекоммуникационных вышек.
Выдающиеся примеры повторного применения литиевых батарей
Футбольный стадион Йохан Кройф Арена» в Амстердаме использует систему накопления энергии с номинальной мощностью 2,8 МВт·ч. В нее входят 590 литиевых батарей, 250 из которых собраны из бывших в употреблении тяговых аккумуляторов от электромобилей. Все они размещены в 61 аккумуляторной стойке. Это хранилище электроэнергии позволяет футбольному стадиону оптимально использовать солнечные батареи, а также электроэнергию, получаемую из сети по низкому ночному тарифу.
Еще один пример – китайская компания China Tower Corporation, которая считается крупнейшим в мире оператором телекоммуникационных вышек. С 2018 года она прекратила закупку свинцовых АКБ. Для всех 2 миллионов базовых станций будут использоваться «вторичные» литий-ионные аккумуляторы (общая потребность в хранении энергии составляет 54 ГВт·ч).