В мире становится всё больше вилочных электропогрузчиков и всё меньше автопогрузчиков. Эта революция происходит благодаря литий-ионным батареям с прекрасными эксплуатационными характеристиками и высокой энергоёмкостью. Благодаря Li-ion технологии больше не нужно ждать 8-16 часов, пока зарядится и охладится аккумулятор, а также заниматься нудным, трудоемким обслуживанием: доливать воду, выравнивать заряд ячеек. Уже сегодня вилочный погрузчик с продвинутым литиевым аккумулятором можно за полчаса подзарядить до 50-60% или полностью зарядить за 60-90 минут. Возможность быстрой подзарядки в любое время сделало литий-ионные батареи востребованнымиво всех отраслях, связанных с транспортировкой материалов: логистике, розничной торговле, производстве бумаги и упаковки, продуктов питания, напитков и т.д.К 2028 году около 48% новых аккумуляторов для вилочных погрузчиков будут литий-ионными.
Потребности и новые возможности
Производители аккумуляторных батарей создают инновации, которые должны:
- Повысить плотность энергии литий-ионных ячеек в батарее без ущерба безопасности, долговечности. Исследователи работают над новыми стабильными химическими составами с более высокой энергоёмкостью.
- Заменить жидкий электролит на полутвердый или твердый, что поможет бороться с возгораниями литиевых аккумуляторов погрузчика при повреждении или перегреве. Это также упростит утилизацию, вторичную переработку.
- Повысить распространение модульных систем, что даст возможность собирать подходящие аккумуляторные блоки по принципу конструктора.
- Улучшить взаимодействие литиевых батарей с окружающим оборудованием, системами удаленного мониторинга или контроля. Сегодня для такой интеграции применяют стандарт промышленной сети CAN. Однако некоторые производители еще не полностью открыты в отношении своих протоколов CAN.
- Ускорить зарядку литиевых аккумуляторов, сделать беспроводные зарядные станции более экономичными.
Сегодня на рынке складской техники лидируют аккумуляторные элементы с катодами на основе фосфата железа лития (LiFePO4 или кратко LFP), плотность энергии которых не превышает 160 Вт·ч/кг. На втором месте элементы с катодами на основе оксидов лития, никеля, марганца, кобальта (NMC), плотность энергии которых достигает до 250 Вт·ч/кг. Однако уже сейчас доступны новые альтернативы.Например, новое поколение аккумуляторных элементов NMC с гелеобразным электролитом (производитель Microvast, HnCO-52Ah). Время зарядки до 80% SOC занимает 30 минут, а плотность энергии достигает 265 Вт·ч/кг. Этот производитель также предлагает элементы MpCO 48Ah, которые заряжаются до 80% SOC всего за 16 минут, однако имеют меньшую плотность энергии – 205 Вт·ч/кг.
Ещё хороший пример инноваций – долговечные литий-титанатные аккумуляторы (LTO) модели SCiB от компании Toshiba. Они заряжаются до 80% SOC за 6 минут, а срок их службы составляет 20000 полных циклов зарядки.