Как протестировать литий-ионную батарею мультиметром

Регулярное тестирование является частью технического обслуживания литий-ионной батареи. Это лучший способ узнать ее рабочее состояние, выявить причины неполадок или отказов. Для измерения напряжения, сопротивления и силы тока аккумулятора или его ячеек можно использовать мультиметр. Этот универсальный прибор заменяет одновременно вольтметр, омметр и амперметр. Существует два типа мультиметров:

  • аналоговые которые используют подвижный указатель для отображения показаний;
  • цифровые, дающие более точные показания и отображающие их на светодиодном или жидкокристаллическом дисплее, что более удобно для считывания показаний.
Проверяйте литий-ионную батарею с помощью мультиметра хотя бы раз в месяц, чтобы держать под контролем ее техническое состояние и вовремя заменить на новую, если она деградирует. Рассмотрим процесс тестирования на примере 12-вольтного литиевого аккумулятора. Порядок действий будет следующий:
  • Перед проверкой подключите аккумулятор к зарядному устройству и полностью зарядите.
  • Выключите зарядное устройство, отсоедините зарядный разъем.
  • Настройте мультиметр, включив режим измерения постоянного напряжения в диапазоне, выше максимального вольтажа аккумулятора. В нашем случае, DCV 20 или V – 20.
  • Приложите щупы прибора к положительной и отрицательной клеммам литий-ионной батареи. Красный щуп – к положительной клемме, а черный — к отрицательной.
  • Подсоединив щупы, следите за дисплеем мультиметра. Индикатор покажет напряжение на данный момент.
  • Полностью заряженный аккумулятор должен показывать напряжение немного выше номинального. Например, 100% заряженная 12-вольтная литиевая батарея типа LiFePO4 покажет 13,3-13,4 В, а аналогичная по номинальному вольтажу свинцовая АКБ – 12,6 В. Если отображаемое мультиметром значение соответствует номиналу или ниже номинала, то приготовьтесь к замене батареи, поскольку рабочий ресурс на исходе.
Также можно измерять напряжение в разряженном состоянии. В нашем случае, при разряде 12-вольтного LiFePO4 аккумулятора на 80% оно составит 12,8-13 В, а свинцово-кислотного – 11,6-11,8 В. Если дисплей измерительного прибора показывает нормальное напряжение, но батарея «умирает» после небольшого числа циклов зарядки, то отдайте для полной диагностики в сервисный центр производителя или в ремонтную мастерскую.
проверка напряжения литиевого элемента
Любая литий-ионная батарея со временем деградирует, а ее напряжение и емкость снижаются. В начале жизни напряжение аккумуляторных ячеек LiFePO4 достигает 3,6-3,65 В. В конце жизни оно снижается до 3 В, после чего начинает срабатывать защита.
Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Автор статьи: Энергинский К.А.
Специалист по аккумуляторной технологии
Автор-эксперт в области литий-ионных аккумуляторов

Опубликовано: 02 августа 2019
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.

При согласованном использовании материалов необходима ссылка на https://www.forklift.blog/.

Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.


Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.