Регулярное тестирование является частью технического обслуживания литий-ионной батареи. Это лучший способ узнать ее рабочее состояние, выявить причины неполадок или отказов. Для измерения напряжения, сопротивления и силы тока аккумулятора или его ячеек можно использовать мультиметр. Этот универсальный прибор заменяет одновременно вольтметр, омметр и амперметр. Существует два типа мультиметров:
- аналоговые которые используют подвижный указатель для отображения показаний;
- цифровые, дающие более точные показания и отображающие их на светодиодном или жидкокристаллическом дисплее, что более удобно для считывания показаний.
Проверяйте литий-ионную батарею с помощью мультиметра хотя бы раз в месяц, чтобы держать под контролем ее техническое состояние и вовремя заменить на новую, если она деградирует. Рассмотрим процесс тестирования на примере 12-вольтного литиевого аккумулятора. Порядок действий будет следующий:
- Перед проверкой подключите аккумулятор к зарядному устройству и полностью зарядите.
- Выключите зарядное устройство, отсоедините зарядный разъем.
- Настройте мультиметр, включив режим измерения постоянного напряжения в диапазоне, выше максимального вольтажа аккумулятора. В нашем случае, DCV 20 или V – 20.
- Приложите щупы прибора к положительной и отрицательной клеммам литий-ионной батареи. Красный щуп – к положительной клемме, а черный — к отрицательной.
- Подсоединив щупы, следите за дисплеем мультиметра. Индикатор покажет напряжение на данный момент.
- Полностью заряженный аккумулятор должен показывать напряжение немного выше номинального. Например, 100% заряженная 12-вольтная литиевая батарея типа LiFePO4 покажет 13,3-13,4 В, а аналогичная по номинальному вольтажу свинцовая АКБ – 12,6 В. Если отображаемое мультиметром значение соответствует номиналу или ниже номинала, то приготовьтесь к замене батареи, поскольку рабочий ресурс на исходе.
Также можно измерять напряжение в разряженном состоянии. В нашем случае, при разряде 12-вольтного LiFePO4 аккумулятора на 80% оно составит 12,8-13 В, а свинцово-кислотного – 11,6-11,8 В. Если дисплей измерительного прибора показывает нормальное напряжение, но батарея «умирает» после небольшого числа циклов зарядки, то отдайте для полной диагностики в сервисный центр производителя или в ремонтную мастерскую.
Любая литий-ионная батарея со временем деградирует, а ее напряжение и емкость снижаются. В начале жизни напряжение аккумуляторных ячеек LiFePO4 достигает 3,6-3,65 В. В конце жизни оно снижается до 3 В, после чего начинает срабатывать защита.