Можно ли повторно использовать литиевые аккумуляторы

Всё больше транспортных средств и оборудования работают от литий-ионных аккумуляторов. В начале жизни их реальная емкость составляет 100% от номинальной. Это значит, что они запасают и отдают достаточно энергии электрической технике, для которой они предназначены. С течением времени реальная емкость снижается.

Если взять литий-ионную батарею с химсоставом LiFePO4, то после 2000 циклов «заряд-разряд» реальная емкость составит около 80%. Допустим, она установлена в вилочном электропогрузчике. В этом случае электропогрузчик станет работать на 1/5 меньше, чем с такой же новой батареей. Дальше у аккумулятора два пути: на утилизацию или повторное использование в менее требовательном оборудовании, например, для хранения электроэнергии в электросетях. Или другой пример: отработанные батареи от аппаратов искусственного кровообращения в одной американской больнице успешно используют для электрических газонокосилок.

вторичное использование литий ионных батарей
Литий-ионные элементы

Немного статистики из сферы утилизации литиевых батарей

  • Американские предприятия по переработке отходов выяснили, что более миллиона литий-ионных аккумуляторов, отправленных на утилизацию в течение года, были пригодны к дальнейшей эксплуатации. Большинство из них имело емкость чуть менее 80%.
  • Поставщики мобильных телефонов отмечают работоспособность 90% возвращенных по гарантии Li—Ion батарей. Как правило, установка нового аккумулятора не решало предполагаемую проблему.
  • В медицинском оборудовании аккумуляторы часто заменяются по дате, независимо от состояния. Многие из них находятся в отличном состоянии
  • Один из крупных производителей обнаружил полную исправность 200 из 400 возвращенных стартерных литиевых аккумуляторов.
Эти статистические данные ставят под сомнение причины возврата, а также методы тестирования.

Почему литий-ионные батареи могут получать вторую жизнь

Сильно бывший в употреблении, но еще исправный литиевый аккумулятор способен хранить больше энергии, чем новый свинцово-кислотный. Средняя плотность энергии у промышленных литий-ионных батарей составляет 120 Вт·ч/кг, а у свинцово-кислотных – около 40 Вт·ч/кг. Поэтому даже при реальной емкости 60% у них останется 72 Вт·ч/кг, что значительно выше, чем у свинцовых АКБ. Более того, Li—Ion аккумулятор прослужит дольше при непрерывном циклическом использовании.
Изобретательные предприниматели в США, Великобритании и Израиле создали центры по тестированию и восстановлению. Они тоннами закупают бывшие в употреблении литий-ионные батареи и проверяют их анализаторами. Отчеты показывают, что их клиенты довольны восстановленным товаром и полученной производительностью.

Методы тестирования

Правильное тестирование состояния аккумулятора дает возможность узнать, имеет ли он право на «вторую жизнь». Аккумуляторная диагностика развивается не так быстро, как высокие технологии. Точнее, она до сих пор пребывает в зачаточном состоянии. Ни один контрольно-измерительный прибор не способен оценить состояние батареи за одно измерение. Подобно осмотру пациента врачом, нужно изучить множество характеристик, чтобы получить четкую оценку здоровья. Основным показателем аккумуляторного здоровья остается реальная емкость, также имеют значение внутреннее сопротивление и степень саморазряда.
Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Автор статьи: Энергинский К.А.
Специалист по аккумуляторной технологии
Автор-эксперт в области литий-ионных аккумуляторов

Опубликовано: 10 ноября 2022
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.

При согласованном использовании материалов необходима ссылка на https://www.forklift.blog/.

Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.


Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.