Почему литий-ионные батареи с восстановленным катодом способны работать лучше новых

Литий-ионные аккумуляторы устанавливают в электрические транспортные средства, источники бесперебойного питания и портативные устройства, включая смартфоны. Они также важны для эффективного хранения энергии, полученной от солнечных панелей или ветрогенераторов. Однако мировая горнодобывающая промышленность скоро не сможет получать достаточно литиевой руды для полного удовлетворения растущего спроса на литиевые батареи. Открытие новых месторождений и шахтное строительство требуют много времени и средств. Кроме того, добыча лития опасна для экологии, она истощает локальные водные ресурсы и угрожает природе токсичными стоками.
литиевые аккумуляторные батареи
Все это означает, что технологии переработки старых литий-ионных аккумуляторов крайне важны для глобальной энергосистемы. До недавнего времени переработка литиевых элементов считалась не очень перспективной, поскольку производители аккумуляторов боялись, что катоды из переработанных материалов хуже, чем из свежедобытых минералов. Было опасение, что их использование сокращает срок службы аккумулятора или приводит к поломкам, что особенно критично для владельцев электромобилей и промышленного транспорта.
переработка литиевых батарей

Инновация в сфере переработки катода литиевого аккумулятора

В журнале «Джоуль» была опубликована статья с описанием метода качественного восстановления литиевого катода в процессе переработки. Литий-ионные батареи с таким катодом служат дольше и заряжаются быстрее, чем аналоги с полностью новым катодом.

Сегодня перерабатывающие предприятия полностью разбирают и измельчают аккумуляторы, чтобы переплавить или растворить в кислоте. В итоге они получают черную массу в виде порошка или геля, из которой затем можно извлечь простые химические соединения или отдельные химические элементы для последующего производства новых аккумуляторов.

переработанный порошок для литиевого анода

Новый метод позволяет сохранить важные свойства старого литиевого катода. Сначала батарея разбирается с удалением корпуса, электронных плат, кабелей и прочих компонентов, которые не содержат ценного лития. Оставшийся катодный материал растворяется в кислоте и очищается от ненужных примесей. Затем в него вводятся добавки (кобальт, никель), чтобы добиться оптимального соотношения компонентов. В результате получается обновленный порошок для катода, который можно нанести на алюминиевую фольгу или пластину и установить в «новой» батарее.

Когда исследователи сравнили кристаллические частицы из порошков в восстановленном и новом катодах с помощью рентгеновского микроскопа, то увидели, что у восстановленного порошка кристаллы более пористые, со множеством пустот в центральной части. Благодаря такой структуре кристаллы немного разбухают по мере проникновения в них ионов лития, при этом они становятся устойчивее к растрескиванию, которое считается основной причиной постепенной деградации катодного материала литий-ионного аккумулятора.

Кристаллы катода литий-ионная батарея

На рисунке выше показаны поперечные сечения частиц переработанного катода (A) и частиц из новых минералов (B), полученные с помощью рентгеновского микроскопа. Шкала масштаба 10 мкм для (А) и 5 мкм для (В).

Высокая пористость увеличивает площадь поверхности, на которой происходят химические реакции в процессе зарядки, поэтому литий-ионные батареи с в остановленным катодом заряжаются быстрее. В будущем ученные предлагают создавать все литиевые катоды с такой же эффективной пористой структурой.

Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Автор статьи: Энергинский К.А.
Специалист по аккумуляторной технологии
Автор-эксперт в области литий-ионных аккумуляторов

Опубликовано: 26 июля 2019
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.

При согласованном использовании материалов необходима ссылка на https://www.forklift.blog/.

Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.


Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.