Установка и настройка системы из двух аккумуляторных батарей в транспортном средстве

Две батареи для внедорожника

Собираетесь отправиться в длительное путешествие на внедорожнике, катере или фургоне? Вдали от благ цивилизации надежное питание от аккумуляторной батареи часто имеет решающее значение. Применение только стартерной АКБ повышает риск поломки при попытке подключения электрических приборов или дополнительного освещения. Что же такое система с двумя аккумуляторами и как ее установить?

Первый компонент такой системы – это стартовый аккумулятор, который запускает транспортное средство. Он также питает радио, фары и фонари, электрические компоненты шасси. Иными словами, он должен использоваться только для запуска и работы транспортного средства.

Две батареи для катера

Вторая часть системы – это «домашняя» батарея. Она питает бытовую электронику, повышающую комфорт проживания. Например, ее можно использовать для зарядки мобильного телефона или ноутбука, «домашнего» освещения, питания небольшого холодильника. Дополнительный источник электроэнергии гарантирует, что вы не разрядите и не перегрузите стартерную батарею. Во многих системах оба аккумулятора можно временно «распараллелить», чтобы помочь завести двигатель, если стартерный аккумулятор случайно разрядится.

Когда нужна двойная аккумуляторная система

Для запуска двигателя внутреннего сгорания обычно используются свинцово-кислотные или гелевые батареи. Они дают временный высокий ток при старте транспортного средства, а затем сразу же заряжаются от генератора. Они не предназначены для длительного использования, особенно для глубокого цикла разрядки, иначе вы не сможете запустить двигатель. Глубокая разрядка быстро повреждает батареи такого типа или значительно сокращает их ресурс. Двойные аккумуляторные системы рекомендуется использовать для внедорожников, автодомов, фургонов для путешествий, моторных яхт и лодок.

Комплект аккумуляторов для двойной системы

Какие аккумуляторы устанавливать в двойную систему

Как говорилось выше, в транспортном средстве обычно установлены стартерные свинцовые АКБ. Хотя в качестве «домашней» можно использовать аналогичную свинцовую АКБ, литий-ионные батареи для этой цели подойдут лучше, поскольку:

  • Они выдерживают глубокую разрядку – почти до 100%.
  • Они очень быстро заряжаются.
  • Плотность энергии у них в несколько раз выше.
  • Они не выделяют токсичных газов, поэтому безопаснее для установки в кабине.
  • Литий-ионные батареи примерно на 55% легче аналогичных по емкости свинцово-кислотных.

Выбор места установки

Место установки зависит от имеющегося пространства и конструкции транспортного средства. Однако следует помнить о нескольких важных факторах. Во-первых, выбирайте место, где аккумуляторы, проводка и другие компоненты будут защищены от ударов, влаги и пыли. Если вы отправляетесь в зимнее путешествие, постарайтесь держать их при температуре от 5°С до 45°С. Посмотрите, куда ведут провода и сделайте из как можно короче, чтобы снизить потери напряжения.

Система с двумя батареями

Как заряжать два аккумулятора

Если планируется много путешествовать, то вполне можно использовать генератор переменного тока самого транспортного средства. Это популярный вариант среди путешественников, поскольку не нужно возить дополнительное оборудование. Однако надежнее иметь резервное зарядное оборудование. Например, можно использовать солнечные батареи или небольшой внешний генератор.

Вредна ли двойная система для штатного генератора

Если бездумно подключите к генератору переменного тока несколько батарей, то можете причинить ему вред. Большинство генераторов транспортных средств рассчитаны на зарядку только одной свинцовой АКБ, а большее количество может привести к перегреву и расплавлению обмотки.

Установка двух батарей не навредит генератору при условии правильного подключения и установки необходимого оборудования. Например, рекомендуется использовать следующие устройства:

  • реле-регулятор заряда генератора;
  • диодный изолятор;
  • ручной или дистанционный переключатель зарядки;
  • устройства развязки аккумуляторов (УРА).

Схема системы с двумя аккумуляторами

Некоторые решают для надежности добавить второй генератор. Транспортные средства с двумя двигателями способны заряжать одну батарею от одного двигателя, а вторую – от другого.

Использование изолятора

 

Аккумулятор

Изоляторы гарантируют, что отказ или разряд одной батареи не повредит остальным элементам системы. Это позволяет использовать второй литий-ионный аккумулятор в качестве резервного. В зависимости от потребностей, можно использовать контроллер заряда либо реле изоляции батареи. Благодаря им резервный (домашний) аккумулятор не сможет разрядить основной (стартерный).