Как заряжать литий-ионный аккумулятор в условиях паразитной нагрузки

Сложность зарядки литий-ионной батареи возрастает, если во время заряда присутствует паразитная нагрузка. В зависимости от химического состава аккумуляторных элементов, обычный процесс зарядки проходит в несколько этапов:
  • Этап 1 – заряд постоянным током (CC), который доводит батарею примерно до 70% SoC. Элемент достигает напряжения 4,20 В, что считается типичным пределом для литий-ионных элементов.
  • Этап 2 – заряд стабилизированным напряжением (CV). Зарядный ток падает по мере насыщения батареи. В конце ток снижается обычно до 0,05C или 1/20 номинального ампер-часа. Литий-ионные аккумуляторы не выносят перезаряда.
  • Этап 3 – заряд не производится.
На схеме ниже показаны типичные характеристики напряжения, тока и емкости при режимах CC/CV.
этапы зарядки литий ионного аккумулятора

Метод CC/CV также используется для заряда свинцово-кислотных батарей, с той разницей, что на третьей стадии применяется поддерживающий плавающий заряд для предотвращения сульфатации.

Литий-ионная система настолько эффективна, что избыточной энергии некуда деваться, когда батарея полностью заряжена. Для сохранения стабильности нужно отключать зарядный ток. Непрерывный плавающий заряд повышает напряжение литиевого аккумулятора до опасного уровня, что может вызвать выделение газа, разрушение элементов или сокращение срока службы. При замене свинцово-кислотной батареи на литий-ионную следует убедиться в совместимости зарядного устройства.

Условия зарядки аккумулятора

Почему постоянные паразитные нагрузки усложняют зарядку

Большинство оборудования потребляет некоторую паразитную нагрузку, но ее ток невелик. Она может вызываться схемой защиты литий-ионной батареи, резервным копированием памяти или работой часов. Минимальная нагрузка не искажает процесс зарядки и в большинстве случаев игнорируется. Однако высокая паразитная нагрузка в подключенном режиме препятствует обнаружению полного насыщения аккумулятора на 2 этапе зарядного процесса. Такое вмешательство требует альтернативного механизма обнаружения полного заряда.

Первый вариант – уменьшение зарядного тока на 2 этапе на некоторое время, затем отключение и подача пополняющего заряда, когда SoC снизится до 93%. Второй вариант – поддержание заряда ячейки на уровне 4,20 В. Это простейший метод, но большинство производителей его не одобряют по соображениям безопасности и долговечности. Третий вариант – понизить напряжение ячейки с 4,20 В до 4,10 В. Производители элементов считают такой вариант приемлемым, но не совсем удобным, поскольку снижается емкость.

Сохранение литий-ионных аккумуляторов при максимальном напряжении – деликатный вопрос. Доступно мало технических работ, предлагающих, как правильно заряжать аккумулятор с паразитной нагрузкой, а производители аккумуляторов не делятся передовым опытом. Известно, что плавающая зарядка при повышенной температуре способна вызвать разрушение компонентов элемента, что потенциально может привести к внутреннему замыканию. Разрушение компонентов уменьшают с помощью добавок в электролит. Каждый производитель аккумуляторов имеет собственный секретный состав и не публикует его ингредиенты.

Проблема автомобильных стартерных литий-ионных батарей

Стартерные батареи часто заменяются на LiFePO4 (литий-фосфатные), работающие от той же системы зарядки, что их свинцово-кислотные предшественники. Четыре последовательно соединенных элемента выдают напряжение 12,80 В, что аналогично напряжению шести последовательно соединенных свинцово-кислотных элементов 2 В. Каждый из четырех LiFePO4 элементов полностью заряжается при достижении напряжения 3,65 В. В этот момент зарядка должна быть отключена, но в автомобиле она продолжается во время движения.

Литий-фосфат устойчив к некоторому перезаряду, однако длительное поддержание напряжения на уровне 14,40 В может быть вредным. Время покажет, насколько долговечными окажутся LiFePO4 аккумуляторы при работе с зарядной системой, рассчитанной на свинцовые АКБ.

Выводы

Для подзарядки литий-ионной батареи с высокой паразитной нагрузкой обычно используют удержание напряжения плавающим зарядом. Однако это снижает безопасность, что беспокоит производителей. Если плавающий заряд выйдет из-под контроля, то элемент перезарядится и произойдет окисление лития. Поддержание высокого напряжения при повышенной температуре способно вызвать разрушение компонентов элемента. Долгосрочные последствия такого метода на практике еще изучены не полностью.

Производители повышают безопасность зарядки литиевых батарей в режиме подключения с помощью добавок в электролит или снижением состояния полного заряда. Уровень напряжения литий-ионного аккумулятора существенно падает при SoC от 30 до 80%. Электромобили используют этот диапазон SoC для продления службы батареи, однако для компенсации сниженной емкости батареи должны быть огромными.

Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Автор статьи: Энергинский К.А.
Специалист по аккумуляторной технологии
Автор-эксперт в области литий-ионных аккумуляторов

Опубликовано: 10 июня 2022
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.

При согласованном использовании материалов необходима ссылка на https://www.forklift.blog/.

Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.


Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.