Почему литий-ионные батареи стареют

Долговечность литий-ионных батарей стала актуальной с распространением электромобилей. Срок службы 2-3 года при 500 циклах полной зарядки приемлем для мобильного телефона, но не для транспортного средства, которым пользуются 10 лет и дольше. Кроме того, мощный литиевый аккумулятор для электромобиля стоит не пару тысяч рублей, а как новый компактный автомобиль. Если бы аккумуляторная батарея служила лет 20, то первоначальные вложения в электротранспорт стали бы выгоднее.
Сегодня производители электрических транспортных средств тщательно подбирают химический состав аккумуляторных элементов, чтобы добиться максимального срока службы. Большая энергоемкость часто приноситься в жертву долговечности, что сказывается на дальности пробега или автономности работы. Перед производителями ставится задача продлить жизнь литиевых батарей, имеющих значительную энергетическую плотность.
Естественная смерть литиевых аккумуляторов наступает из-за износа главных компонентов ячеек: анодов, катодов, электролита. Давайте посмотрим, почему так происходит.
Литиевый аккумулятор электромобиля

Что вызывает деградацию элементов Li—Ion батарей

Исследователи нашли четырех главных виновников потери емкости и износа элементов:
  • Образование на аноде пленки межфазы твердого электролита (SEI), которая препятствует взаимодействию жидкого электролита с графитом.
  • Окисление электролита на катоде, которое вызвать внезапную потерю емкости. Этому явлению способствует высокое напряжение, перегрев элементов.
  • Осаждение лития на поверхности анода из-за большой скорости зарядки. Замечено, что если увлекаться быстрой зарядкой, то емкость литиевого аккумулятор снижается значительно быстрее.
  • Механическая деградация электродов, потеря давления в ячейках пакетного типа. Эту проблему решают правильные добавки в электролит и продуманная конструкция элементов.

При чем здесь кулоновская эффективность?

Кулоновская эффективность (КЭ) помогает оценить продолжительность жизни аккумулятора. Она показывает отношение отданных ампер-часов (разрядной емкости) к ампер-часам, полученным от зарядного устройства (зарядной емкости). В вечном литиевом аккумуляторе она составила бы 1 (единицу) или 100%. Некоторые литий-кобальт-оксидные батареи достигают КЭ 0,9999. Наилучшие же результаты показывают литий-титанатные батареи, они способны выдерживать до 10 000 циклов полной зарядки.

Показатели кулоновской эффективности зависят от температуры, скорости заряда. При длительном времени цикла происходит саморазряд, поэтому КЭ снижается. Окисление электролита на катоде также вызывает саморазряд и падение КЭ.

В таблице ниже оценивается кулоновская эффективность LiIon аккумуляторов с разным химическим составом при температуре 30°C.

Примечание: аккумуляторы LFP показывают высокую надежность при циклических испытаниях в лаборатории, но имеют невысокие показатели кулоновской эффективности при температуре выше 50°C.

Итоги

С каждым новым поколением литий-ионных батарей срок их жизни увеличивается. Это происходит благодаря добавкам в электролит, точные составы которых производители держат в секрете. Добавки снижают коррозию и связанное с ней внутреннее сопротивление, уменьшают газообразование, улучшают стойкость к низким и высоким температурам. Например, добавление 1-2 процентов винилкарбоната снижает образование SEI на аноде и окисление электролита на катоде, повышает показатели кулоновской эффективности.
Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Автор статьи: Энергинский К.А.
Специалист по аккумуляторной технологии
Автор-эксперт в области литий-ионных аккумуляторов

Опубликовано: 17 июня 2022
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.

При согласованном использовании материалов необходима ссылка на https://www.forklift.blog/.

Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.


Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.