Почему производители переходят с NMC на LFP-аккумуляторы

Гонка технологии литиевых аккумуляторов

В большинстве передовых электромобилей используются литиевые аккумуляторы, катоды которых содержат никель, марганец, кобальт (N, M, C). Плотность энергии у них составляет около 270 Вт·ч/кг, что позволяет проезжать на одной зарядке 400-500 км. Литиевые аккумуляторы, в катодах которых содержится фосфат лития-железа (LFP), менее распространены в электромобилях. Плотность энергии в ячейках LFP не превышает 180 Вт·ч/кг, поэтому дальность пробега снижается в полтора-два раза. Конечно, если сравнивать аккумуляторные батареи примерно одинакового веса и габаритов. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы распространены в электромобилях начального уровня, где фактор цены важнее дальности хода. Кроме того, технология LFP широко применяется там, где небольшой дополнительный вес не имеет значения, а важна безопасность. Например, в вилочных погрузчиках, промышленных тележках, электробусах, электропоездах, системах хранения энергии. Меньшая плотность энергии не приводит к стремительному тепловому разгону при повреждении или поломке аккумуляторных батарей. Это значит, что риск пожаров снижается.

Проблемы технологии NMC

  • Производство аккумуляторных элементов NMC становится дорогим. Никель и кобальт добываются преимущественно в России и Конго. Санкции против России и ненадежная добыча в Конго заставляют промышленность искать альтернативы.
  • Литиевые батареи NMC подвержены тепловому разгону, что повышает риск возгорания техники.
  • Ячейки на основе никеля, марганца и кобальта служат 1000-2000 циклов. На практике это примерно половина ожидаемого срока службы электрического транспортного средства. Иными словами, владельцам электромобиля придется хотя бы один раз заменять литиевую батарею.

Состав литиевых аккумуляторов LFP i NMC

Как технология LFP решает проблемы

Со своей стороны, LFP-аккумуляторы имеют много преимуществ перед NMC, включая изобилие доступного сырья, низкую стоимость, высокий порог теплового разгона, срок службы 2000-7000 циклов. Литий-железо-фосфатные подвержены меньшей деградации при высоких температурах или высоких скоростях зарядки-разрядки. Это означает, что LFP лучше подходят для мощной техники и систем быстрой зарядки.Качественные литий-железо-фосфатные батареи способны прослужить не меньше, чем транспортное средство, в котором они установлены. Например, в 2020 году журнал Journal of the Electrochemical Society (2020) опубликовал статью о том, что элементы LFP способны выдержать до 5 раз больше циклов заряда, чем NMC.

Аккумуляторы LFP-против-NMC срок службы

Что касается недостатков, то литиевые аккумуляторы LFP страдают от зарядки на морозе. Инженеры пытаются решить эту проблему путем регулирования температуры с помощью платы BMS, но зарядка при отрицательных температурах занимает больше времени.

Ликвидация разрыва в плотности энергии

Проблема плотности энергии аккумуляторов LFP решаема, поскольку лежит на уровне ячеек. Литий-железо-фосфатные элементы менее склонны к тепловому разгону, поэтому их можно плотнее упаковать. Производители начинают широко использовать призматические элементы вместо цилиндрических, что повышает общую емкость и снижает вес аккумуляторной батареи. Производители электрического транспорта также переходят на технологию «ячейка в раме» или «ячейка в корпусе». Это также дополнительно снижает вес и габариты литиевой батареи. Таким образом, разрыв в плотности энергии на уровне упаковки элементов становится менее значительным.Например, компания Advanced Cell Engineering планирует выпуск в 2023 году LFP-элемента в призматическом корпусе очень большого формата (VLF). Плотность энергии в тяговой батарее с такими ячейками возрастет до 250 Вт·ч/кг.

ACE-1-Meter-Stack--1

В прошлом году компания Tesla одной из первых начала переходить на аккумуляторы LFP. Благодаря эффективной трансмиссии и легкой конструкции, автомобилю Tesla требуется меньше энергии для передвижения. Автомобили стандартного диапазона теперь оснащаются литиевыми батареями LFP, хотя в высокопроизводительных моделях пока еще используются NMC.

Будущее аккумуляторов LFP

Порой изменения в экономике, политике и технологиях создают идеальный шторм, который изменяет целую индустрию. Возможно, это происходит с литиевыми аккумуляторами LFP, поскольку рыночные силы, политические решения и технические достижения продолжают делать их более привлекательными для производителей и потребителей.