Призматические аккумуляторные элементы LiFePO4 очень популярны среди сборщиков бюджетных литий-ионных батарей. Во многом это связано распространением электрических транспортных средств, включая вилочные электропогрузчики и промышленные самоходные тележки. Давайте знакомиться с ними ближе.
Что такое призматические элементы LiFePO4 (LFP)
Они появились позже, чем цилиндрические LFP элементы. Основное отличие заключается в форм-факторе и конструкции, химический состав остался прежним. Иными словами, призматические аккумуляторные ячейки LiFePO4 содержат те же материалы: положительный литий-железо-фосфатный электрод, отрицательный углеродный электрод, жидкий электролит, полимерный сепаратор. Структуру призматических ячеек можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя структура состоит из четырех частей: анода, катода, сепаратора, электролита. Призматическую ячейку изготавливают одним из двух способов:
- Колодный способ. Катодную фольгу, сепаратор и анодную фольгу нарезают в листы прямоугольной формы и укладывают в стопку.
- Рулонная намотка. Электродные и разделительные материалы скручивают в рулоны, как в цилиндрических аккумуляторных элементах. Отличие в том, что сечение рулона овальное, а некруглое.
Внешняя структура призматических аккумуляторных элементов LFP включает в себя защитную оболочку, выводы электродов, а также предохранительный клапан. Защитная оболочка обычно алюминиевая или из нержавеющей стали. Выводы положительного и отрицательного электродов могут представлять собой штыри или клеммы с обозначениями «+» и «–». Между выводами электродов находится предохранительный или взрывозащитный клапан. Он предназначен для экстренного сброса внутреннего давления, чтобы предотвратить вздутие или разрыв корпуса аккумуляторной ячейки.
Металлическая оболочка часто обернута в полимерную пленку синего или иного цвета – она служит изоляционным материалом, помогающим избежать случайного поражения электрическим током. Некоторые производители литий-ионных аккумуляторов заключают элементы в защитные чехлы. Этим они делают LiFePO4 батареи для вилочных погрузчиков еще более безопасными.
Плюсы и минусы призматических LFP элементов
Плюсы:
- Удобство сборки аккумуляторных батарей для электропогрузчиков и иных промышленных транспортных средств. Полюса удобно соединять перемычками без применения пайки.
- Прямоугольная форма дает возможность экономии пространства при укладке.
- Относительно высокая плотность энергии, которой достаточно для питания крупной техники. При этом плотность энергии не настолько велика, чтобы вызывать возгорания или взрывы при повреждении, что важно для промышленного применения.
- Стойкость к физическим воздействиям благодаря металлическому корпусу. Кроме того, при создании аккумуляторной батареи такие ячейки укладываются в прочный металлический поддон или ящик.
- Наличие предохранительного клапана повышает безопасность.
Минусы:
Явных недостатков нет, если использовать элементы LiFePO4 для сборки аккумуляторов вилочных погрузчиков. Не подходят для портативных устройств.
Резюме
Исходя из рассмотренных качеств и преимуществ, призматические элементы LFP можно смело советовать в качестве основы для сборки тяговых литий-ионных батарей.